Налог, как экономико-правовая категория

Категория: Публикации
Дата: 1-12-2015

Налог как экономико-правовая категория

В современной науке нет единого мнения относительно того, к области какой из наук – экономической или правовой следует относить налог. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что верное и правильное раскрытие его сущности и характера, оценки объективной необходимости налога для общественной и государственной жизни, позволит определить его правильное положение среди научных дисциплин, определив, таким образом, конечные результаты практической деятельности человека.

 

Категории являются узловыми, наиболее общими, фундаментальными понятиями каждой науки, объединяющими относительно однородные процессы и явления[1]. Наука финансового права, равно как иная другая, обладает собственными категориями, отображающими общие, превалирующие и обобщающие в финансово-правовой сфере.

Научные категории принято классифицировать. В частности, Юткина Т.Ф. отмечает, что все категории, в том числе экономические, подразделяются на всеобщие и им починенные частные[2]. Бельский К.С. подразделяет основные категории науки финансового права на базисные и специализированные[3]. Соответственно, в системе финансово-правовых категорий можно выделить наиболее функциональные, высшие финансово-правовые понятия, выступающие основой подчиненным им, второстепенным и специализированным типам категорий финансового права.

Категория «налог» является частной и подчиненной по отношению к категориям «публичные финансы», «публичные денежные средства», одновременно выступая при этом исходной для ряда иных специализированных и производных категорий, таких как «налогообложение», «налоговые отношения» и прочие.

Выделение категории с ее последующим всесторонним изучением, осуществляется с целью оптимального управления данным явлением. Исследование сущности категории должно показать, прежде всего, ее специфику по сравнению с другими категориями этой же науки. Кроме того, теоретический аспект трактовки категории должен быть сведен не только к выявлению ее характерных черт или основ, но и к выяснению тех критериев, которые должны приниматься во внимание при конструировании категории.

Налог, опосредуя отношения между государством и плательщиком, призван обеспечить доходы государства и регулировать экономику в целом. Властно-принудительный характер налоговых изъятий собственности третьих лиц предполагает обязательное наличие нормативно-правового механизма осуществления данного рода изъятий. Исследование налога и обусловленных им правоотношений с целью отнесения к категориальным понятиям экономической и правовой наук позволит посредством практических форм его использования реализовать внутренний потенциал налога максимально эффективно. Остается только выяснить категорией экономики или права он является, и методы и приемы, какой из указанных наук следует использовать при этом. 

Налог может трактоваться как с позиции экономики, так и с позиции юриспруденции. Разница экономической трактовки от правовой будет заключаться в различном учете аспектов налогообложения в зависимости от цели дефиниции[4].

Бродский Г.М. считает, что как экономическая категория, налог – это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке[5].

По мнению Брызгалина А.В., финансово-экономическая сущность налогообложения состоит в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета)[6].

Демчук Н.Н. раскрывая экономическую составляющую налога, отмечает, что «налоги являются специфической формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования, различными группами населения, и фактически с каждым членом общества»[7].

Пушкарева В.М. указывает, что теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном счете на частное хозяйство и народное хозяйство как единое целое. По ее мнению, экономическую природу налога надо искать в сфере производства и распределения[8].

Специфических черт и свойств налога, характеризующих его как экономическое явление несколько. Прежде всего, это то, что источником уплаты налога является результат экономической деятельности.

По своей сущности налог представляет собой также систему экономических отношений, опосредующих распределение произведенного общественного продукта. Процедура распределения с использованием  налоговых отношений, выражается в перемещении денежных средств уплаченных в качестве налога от одного субъекта к другому.

Кроме того, налог предопределен экономическими законами воспроизводства, поскольку налоговые платежи выражают перераспределение в обществе вновь созданной стоимости. Соответственно, как категория перераспределения, налоги зависят, прежде всего, от условий роста или снижения всего совокупного дохода общества.

Как уже отмечалось ранее, налог подчинен иной всеобщей категории «финансы» поскольку производен от нее. В связи с чем, общие характеристики и свойства финансов присущи в полной мере и налогам. Финансы регулируют экономические отношения, складывающиеся в связи с производством материальных благ, их распределением и обменом. С одной стороны, эти отношения связаны с использованием денежных средств, с другой стороны, они сопровождаются противоположным по направлению движением товарной формы стоимости.

Причина налоговых изъятий также определена требованиями экономики. Конкретно тем, что государству для воспроизводства материальных условий своего существования и удовлетворения общегосударственных потребностей необходимо производить изъятия определенной части национального дохода в денежной форме через налоги.

В этой связи, абсолютно закономерно, что на протяжении длительного времени категория «налог» представлялась исключительно, как экономическое явление. В подавляющем большинстве трактовка налога осуществлялась через характеризацию сути его видимой формы. В каждом конкретном случае это могла быть либо составная часть цены как у Алексеенко М.М.[9], взнос как у Смита А., либо общественно-произведенный продукт / его часть как у Риккардо Д. [10].

Со временем, происходит формирование представлений о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Он начинает рассматриваться, как обязанность перед государством, в связи с чем, наделяется рядом правовых свойств, таких как принудительность, обязательность, безэквивалентность, установление верховной властью[11]. Если для экономики налог – это, прежде всего, опосредование процесса обобществления доходов третьих лиц, то с точки зрения права – налог представляет собой юридическую характеризацию данного процесса, его облик.

Таким образом, будучи изначально экономическим понятием по причине возникновения в экономической жизни, категория налог вовлекается в правовую сферу, адаптируется к особенностям юридической науки и практики и становится экономико- правовой категорией. Ее формирование происходит одновременно по двум направлениям:

- «снизу», то есть при накоплении материала в финансово-правовой области;

- «сверху», то есть при распространении экономического понятия «налог» на предмет финансово-правовой науки.

Характеризация налога, как правового явления осуществляется через анализ его сущности посредством выделения отличительных признаков, из которых основными являются - односторонне законный характер установления, обязательность, безвозвратность, безвозмездность, возможность применения механизма государственного принуждения.

Поскольку налог обуславливает собой отношение экономического неравенства (с точки зрения экономики – это принудительное распределение совокупного общественного продукта в пользу государства), то характер и содержание налога определяют его форму. Только условие существования налога в правовой форме может гарантировать соблюдение интересов сторон налоговых отношений в процессе изъятия государством в свою пользу собственности третьих лиц, обеспеченного возможностью применения механизма государственного принуждения. Нормативно-правовой акт, как форма проявления налога, одновременно определяет его юридическое основание и служит источником правового регулирования общественных отношений, выступающих по своим экономическим и юридическим признакам в качестве налоговых.

По мнению Васильева А.А., закрепление правовых категорий в законе является их отличительной особенностью по сравнению с категориями других наук. По мнению автора, включение правовых категорий в состав нормативно-правового акта, превращает их в обязательное государственное установление; - они не только проявляются как атрибуты абстрактного мышления, но и выступают как средство регулирования общественных отношений. «Правовые категории позволяют оценить определенные общественные процессы с точки зрения их правовой формы, в которой они протекают, проявляются и отражают в объективной форме объективную диалектику государственно-правовой сферы общественной жизни»[12].

Аналогичную позицию занимает Жеребкин В.Е., отмечающий, ......... (далее см. журнал "Налоги и налогообложение" 2012 № 5)

dle