Экономические принципы налогообложения

Категория: Публикации
Дата: 1-12-2015

Экономические принципы налогообложения

Экономическая первооснова налога определяет необходимость его соответствия экономическим принципам налогообложения, выступающим в качестве важнейших требований к налогу и ко всей налоговой системе с позиции экономики. О главных экономических принципах налогообложения, их анализе и роли, данная статья.

 

Термин «принцип» в переводе с латинского означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения или явления, руководящую идею, основное правило деятельности. Налог, как сложное, комплексное понятие выступает одновременно объектом исследования двух наук: экономической и правовой. Данная особенность обуславливает потребность четкого соблюдения экономических и юридических принципов в налогообложении. Если юридические принципы налогообложения выведены из содержания права и применяются в юридической сфере, то экономические принципы имеют экономическую первооснову, лежащую за пределами содержания права, и, соответственно, сферой их использования будет являться экономика.

Отнесение принципов налогообложения к экономической или юридической области носит условный характер, поскольку одни и те же принципы могут быть отнесены одновременно и к праву и к экономике. Данное обстоятельство обусловлено их тесным переплетением, взаимосвязанностью и взаимоопределяемостью. Так, правило экономического основания налогов, после законодательного закрепления в ст.3 НК РФ фактически обрело правовое значение.

Экономические принципы налогообложения представля­ют собой сущностные, базисные положения, касающиеся це­лесообразности и оценки налогов как экономического явле­ния[1]. Несоответствие налогов данным принципам и законам экономики в целом, приведет к неэффективному экономическому результату функционирования всей налоговой системы.

Экономические принципы налогообложения являются отраслевыми, специальными принципами. Их отраслевой признак определяется тем, что они не свойственны никаким иным правовым отраслям, кроме отрасли финансового права. Обусловленность налогов нуждами экономики и их зависимость от нее, характеризует специальную направленность данных принципов.

Единство цели экономических принципов, а именно стремление к идеальной организации налогообложения, зачастую привод к их несогласованности. В частности имеет место противоречие между принципами справедливости и экономичности (эффективности). Невозможность полного устранения конфликтов между принципами сказывается при решении многих конкретных задач.

Представляется, что на современном этапе наиболее заметными по своей роли в организации налогообложения являются:

-          принцип справедливости;

-          принцип экономичности (эффективности);

 -         принцип соразмерности (экономической сбалансированности интересов).

 

Принцип справедливости налогообложения

Принцип справедливости является базовым, первичным и наиболее фундаментальным во всей системе принципов налогообложения. Объясняется это его самостоятельностью и доминированием.

М.И.Фридман при характеризации справедливости в обложении отмечает, что она «не есть нечто абстрактное, понятие о ней изменяется в зависимости от места и исторической эпохи[2]. Так, первоначально принцип справедливости был сформулирован и обоснован А.Смитом в его максимумах налогообложения и звучал следующим образом: «поданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщика, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества»[3]. Общественные воззрения времен А.Смита определяли за всеми членами обществами равный объем прав и свобод. Соответственным образом понималась и справедливость в налогообложении, когда каждый должен нести налоги в равной мере с другими.

Неотъемлемыми составляющими справедливого налогообложения являются всеобщность и равномерность. С этих позиций трактовали данный принцип налогообложения  А.Вагнер и И.И.Янжул[4].

Особо следует отметить, что смысловое понимание всеобщности и равномерности является разным и меняется с течением времени. Так, всеобщность налогообложения во времена индивидуалистической эпохи означала возложение налогового бремени на всех плательщиков независимо от размера, источника и иных свойств дохода. Второе свойство справедливости, - равномерность налогообложения, понималась в смысле пропорциональности. Именно таким образом, исключительно по пропорциональному признаку, определяющему взимание налога соразмерно доходу или имуществу налогоплательщика, понимал справедливое налогообложения А.Смит.

Свое видение содержания принципа справедливости, совершенно отличительное от вышеизложенных, имело место у В.Г.Яроцкого. Он полагал, что двумя основными требованиями справедливости являются:

-          освобождение известного минимума дохода от обложения, который должен соотноситься с фактическими местными условиями – стоимостью жизни и средним обычным уровнем потребностей средних и низших классов общества;

-          прогрессивность обложения[5].

Современное понимание равномерности, как составляющей принципа справедливости налогообложения, также предполагает применение прогрессивного налогообложения доходов,  основанного на учете платежеспособности плательщика. Как отмечает В.Г.Пансков, с большего дохода должен уплачиваться и больший налог[6]. Всеобщность налогообложения означает отсутствие каких-либо исключений для отдельных категорий налогоплательщиков и распространение обязанности по уплате налога на каждое лицо, подпадающее под понятие налогоплательщика.  

Усложнение толкования налога как категории, исследование его с экономико-правовой позиции, служит, по мнению А.В.Брызгалина, основанием для  рассмотрения принципа справедливости налогообложения уже в двух аспектах: экономическом и юридическом[7]. В экономическом плане, как отмечает автор, принцип справедливости озна­чает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим.

Другие авторы, исследуя принцип справедливости, указывают, что его экономическая суть заключается в уравнительном распределении участия плательщиков в процессе налогообложении, в котором каждый его участник вносит справедливую долю в государственную казну. Выполнение данного условия обеспечивается с учетом материального положения плательщиков налога. (далее см. журнал "Налоги и налогообложение"2012 г. № 7)

 

dle